От кого же всё зависит?
Однажды к главному раввину Нью Йорка пришёл молодой человек, выпускник университета Беркли. Этот молодой человек как раз получил степень магистра философии – и желал восполнить недостаток своих знаний в области богословия.
– Я не возьму вас на обучение, вы к этому не пригодны,- ответил ребе.
– Но почему?!
– У меня нет времени объяснять вам, молодой человек, извините меня.
– Я прошу дать мне шанс, ребе!
– Хорошо, если вы ответите на мой вопрос, я приму вас на учёбу.
– Спасибо, я внимательно слушаю вас.
– Два трубочиста выходят из дымохода: один грязный, а второй – чистый. Кто из них пойдёт умываться?
– Конечно же тот, кто выпачкался.
– Вовсе нет, он посмотрит на того, который чист – и не пойдёт мыться, а вот чистый трубочист, увидев
грязного коллегу как раз и пойдёт мыться.
– Это гениально, ребе, я бы никогда не подумал…но дайте мне ещё шанс.
– В этом нет смысла, юноша, мы просто теряем время.
– Я очень прошу вас…
– Хорошо… Из дымохода выходят два трубочиста: чистый и грязный. Кто из них пойдёт мыться?
– Чистый!
– Нет, ни один из них. Грязный трубочист увидев чистого, решит, что и сам чист – и поэтому мыться не станет.
– Отличный ответ… но я прошу последний шанс!
Ребе повторил опять свой тест, а затем, объяснив почему уже оба трубочиста пойдут умываться, сказал:
– Пожалуйста, юноша, оставьте меня в покое! Вы не сможете изучать Божье Слово, вы потратили несколько лет своей жизни, забивая голову мусором, тем, что не имеет никакого отношения к реальной жизни…юноша, где вы видели такое, чтобы двое взрослых мужчин залезли в дымоход, потом вылезли оттуда – и один
остался бы чист, тогда как второй бы выпачкался…?
Есть ряд вопросов, которые кажутся нам слишком философскими, слишком теологическими и отвлеченными от реалий жизни. Мы поспешно называем их голой теорией. Нам всем нужна практика. Но бывает ли вообще практика без теории? Что, если не теория, формирует наше мировоззрение? И разве не мировоззрение определяет нашу судьбу? Некоторые вопросы помогают почти безошибочно определить мировоззрение человека. Например, как вы ответите на вопрос «возможно ли человеку, получившему прощение грехов, получившему спасение, стать опять неспасенным?» Вполне практический вопрос. Видите ли, философия имеет ответ – и не один, а несколько. Но этот вопрос не столько философский, сколько практический и теологический. Знали бы вы сколько он породил споров и даже деноминаций! Позвольте мне показать вам причём здесь философия.
Колосянам 2.8: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу…
Существует два противоположных философских течения, которые не могут не оказывать влияния на мышление современного христианина. Эти два взгляда на мир называются ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Первый взгляд фаталистический – это вера в судьбу, Фатум; от человека почти ничего не зависит в принятии судьбоносных решений. Здесь человек почти марионетка, он может принимать решения, но в конечном итоге оказывается, что он просто выполнял чью-то программу. Индетерминизм же, наоборот, по своей сути, является атеизмом. Если фаталисты всю ответственность возлагают на судьбу, Бога и т.п., то здесь уже всё зависит только от человека, который – хозяин своей судьбы. Но знаете что? Вы когда-то проверяли эти философии на прочность? Я имею в виду вопрос «от кого же всё зависит в нашей жизни?» Всё зависит только от меня или от Бога? Дело в том, что ни детерминизм ни индетерминизм не являются библейскими или христианскими мировоззрениями. Это голая философия. Мы никогда не жили в мире, где всё зависит от Бога или всё зависит от человека. Потому что такого мира не существовало никогда. Мир в котором мы живём – это реальный мир, единственный из всех, которые Бог мог бы создать. Он не создавал мир роботов, потому что в этом не было смысла. Мы также никогда не жили и в мире, где всё зависит от человека. Доказательство: падение СССР. На самом деле мы всегда жили в мире, где ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА человека с Богом. Это чудесный мир, он очень реальный и поэтому такой интересный и непредсказуемый. И даже при том, что Бог знает всё наперед, мы не знаем. Разве не для сотрудничества Бог создал человека, вас и меня? Господь пошёл на невероятный риск, наделив нас свободой воли, навсегда разделив с нами Свои полномочия. НАВСЕГДА РАЗДЕЛЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ…
Иезекииль 33.1-20: И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, – то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, – то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: “беззаконник! ты смертью умрешь”, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: “преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: “ты смертью умрешь”, и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, [если] этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, – то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив. А сыны народа твоего говорят: “неправ путь Господа”, тогда как их путь неправ. Когда праведник отступил от праведности своей и начал делать беззаконие, – то он умрет за то. И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. А вы говорите: “неправ путь Господа!” Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его.
Мітка:философия