Я знаю, в Кого уверовал!
В истории Церкви, равно как и в истории науки, есть люди, выделяющиеся среди прочих как своими достижениями, так и влиянием на свою эпоху, тем следом, который остается неизгладимым на протяжении веков. К числу подобных личностей относится французский физик, математик, философ и просто христианин Блез Паскаль.
Жизнь его, уместившись в пределы сорока лет XVII века, была ярким факелом, озарившим духовную тьму того времени.
Рано обнаружившиеся интеллектуальные способности очень быстро вознесли юного Блеза на пьедестал славы. Важные открытия в области математики, химии и физики «сделали ему имя» и открыли перед ним двери лучших домов Франции. Имя Блеза Паскаля стало ассоциироваться с самыми точными достижениями человеческого разума. При этом в душе и разуме ученого снова и снова звучали вопросы о смысле и назначении человеческой жизни. Эту внутреннюю борьбу начинают замечать и окружающие. Паскаль практически забывает о математике, почти не покидает храма и не расстается с Евангелием.
Переломным в жизни великого ученого считается событие ноября 1654 года, когда он запишет на листе пергамента:
«Иисус Христос. Я разлучился с Ним. Я бежал от Него, отрекся, распинал Его. Да не разлучусь с Ним никогда! Сохранить его можно только на путях, указанных в Евангелии. Отречение полное и сладостное.»
В январе 1655 года Паскаль покидает Париж с его «хищной устремленностью к внешним благам, успеху и наслаждениям» и уединяется в монастыре Пор-Рояль.
Именно здесь, углубленный в молитву, изучение Слова и самого себя, Блез написал свои главные духовные произведения: «Мысли», «Письмо к провинциалу», «Таинство Иисуса» и др.
Некоторые исследователи пытались объяснить разительную перемену в мировоззрении Паскаля отклонениями в его психике. Но, исследуя его труды, как научные, так и литературные после 1654г., можно быть уверенным, что великий ученый никогда не «сходил с ума», не терял рассудка и что выдающиеся мыслительные способности этого человека никогда не изменяли своему хозяину. Паскаль, мнению его современника Николя, «оставался королем в королевстве умов», и его труды подтверждали ясность и удивительную логичность разума.
Событие, которое произошло с племянницей ученого Маргаритой, произвело настоящий перелом в его жизни. Господь исцелил эту девушку, которая умирала в соседнем монастыре от гнойной инфекции, за один вечер. Это событие было засвидетельствовано «знаменитыми врачами и искуснейшими хирургами» и оно буквально потрясло Блеза Паскаля, бывшего крестным отцом Маргариты. Под влиянием этого он даже изменяет свою печать, изобразив на ней небо и терновый венец со словами апостола Павла: «Знаю, в Кого уверовал». Эти слова удивительно точно характеризуют жизненное кредо великого ученого в его последние годы.
Главное, что отличало Паскаля последних лет – это абсолютное безразличие к мирской славе и авторитету в научных кругах. Ученого больше заботить истина и ее провозглашение. Замечательные доводы, фразы, приведенные в «Мыслях» давно уже стали классикой:
«Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа».
«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
«Последний шаг разума – это признание, что существует бесконечное множество вещей, которые находятся за его пределами. Разум слаб, если не доходит до осознания хотя бы этого».
Перед смертью Паскаль тратит все свое состояние на нуждающихся. Служит нищим и бедным, но ему все время кажется, что он еще мало отдает людям.
Последние несколько месяцев, обессиленный болезнью ученый уже не может ни читать, ни писать, ни ходить. За день до смерти Паскаль попросил преподать ему причастие, которое он с кротостью принимает. Последними словами этого человека были: «Да не покинет меня Бог никогда!»
Один из современных западных исследователей творчества Блеза Паскаля оценивая вклад французского мыслителя в мировую историю, писал: «На свете великое множество тех, кто любит Паскаля. Но кто любит Декарта? Или кто любит Канта?»
Возможно, секрет этого находится в содержании и направленности его творчества. Читая сочинения Паскаля, понимаешь, что он «знал, в Кого уверовал» и пытался передать это тысячам современников. Но путь и способ, которым он это делал, не был традиционным для мыслителей того времени. Это был путь не от разума к разуму, а скорее от сердца к сердцу.
Ведь сам «король королевства умов» однажды вынужден был признать: «У сердца есть свои доводы, о которых разум ничего не знает». И именно из него, из сердца, по словам Творца Вселенной, текут источники жизни.